150-мм самоходная гаубица StuIG 33B

150-мм самоходная гаубица StuIG 33B

До осени 1941 г. немцы вполне обходились штурмовыми орудиями и танками, но после того, как война приняла затяжной, а в некоторых местах и позиционный характер, это оказалось недостаточным. Понадобились самоходки с орудиями крупного калибра, которые можно было бы использовать для разрушения полевых укреплений и при боевых действиях в городах. В том же году фирма «Алкетт» приступила к разработке штурмового орудия на базе легкого танка Pz.Kpfw II. На шасси этого танка установили короткоствольную 150-мм гаубицу, но самоходка получилась не очень удачной, поэтому немцам пришлось ограничиться сравнительно небольшой серией, причем на Восточный фронт попали только две машины.

Тогда в дело вступил известный конструктор Ф. Порше, предложивший воспользоваться ходовой частью танков Pz.Kpfw II и Pz.Kpfw III: выполнение заказов опять-таки поручили фирме «Алкетт».

kakie-strany.ru

karton18.ru

В 1941 г. на шасси среднего танка Pz.Kpfw III Ausf. Е начали разрабатывать самоходку под рабочим обозначением «Штурмпанцер-ЗЗ» 150-мм тяжелую пехотную гаубицу sIG 33 L/11.4 (со стволом длиной 11,4 калибра) вместе с 7,92-мм пулеметом MG 34 разместили в высокой прямоугольной броневой рубке. В остальном конструкция машины осталась идентичной своей базовой модели.

Компоновка САУ была традиционной для немецких боевых гусеничных машин: с передним расположением трансмиссии, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки дня увеличения габаритов боевого отделения.

Характерным для корпуса этой самоходки. как, впрочем, и для всех германских танков и САУ того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943 года прочности корпуса немцы предпочитали удобство доступа к агрегатам.

Двенадцати цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 120TR мощностью 221 кВт при 3000 об/мин позволяй самоходной гаубице развивать по шоссе максимальную скорость 20 км/ч, запас хода при этом составлял 110 км.

Характерной особенностью трансмиссии являлось большое количество передач в коробке передач при малом количестве шестерен: на одну передачу — одна шестерня. Жесткость коробки, помимо ребер в картере, обеспечивалась «безвальной» системой монтажа шестерен. В целях облегчения управления и повышения средней скорости движения были применены уравнители и сервомеханизмы.

В состав ходовой части, применительно к одному борту, входили шесть обрезиненных опорных катков, три обрезиненных поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами. Ширина гусеничных цепей — 360 мм - была выбрана, исходя. главным образом, из условий движения по дорогам, при этом существенно ограничивалась проходимость по бездорожью. Впрочем, в условиях западноевропейского театра военных действий бездорожье еще нужно было поискать.

Самоходка была запущена в серийное производство, и к октябрю 1942 г. стены сборочного цеха завода фирмы «Алкетт» покинули 24 самоходные гаубицы, получившие официальное обозначение StuIG 33B , Все машины были отправлены в Сталинград, где применялись для разрушения зданий, в которых держали оборону красноармейцы. 16 самоходок были уничтожены в ходе ожесточенных боев.

Источник - zonwar.ru